Какая инспекция ФНС лучше?

Ольга Пономарева, управляющий партнер бюро «Пронина, Пономарева и партнеры»

Иногда клиенты спрашивают: какая инспекция лучше в Москве, где лучше компанию регистрировать?
В этой связи интересна статистика по обжалованию решений по проверкам в УФНС и арбитражный суд по конкретным налоговым инспекциям Москвы, которую приводит газета УНП.

  • Например, решения ИФНС № 16 почти в половине случаев отменял суд (45,5 %!), а решения ИФНС № 17 – в 42,2%, решения ИФНС № 8 только в 8% были отменены судом.
  • А вот решения ИФНС № 33 почти в 15% случаев отменила сама УФНС по г. Москве. Суд к этому добавил еще 25%
  • Сложнее всего спорить с ИФНС № 14 и 25. УФНС не удовлетворило ни одну жалобу налогоплательщиков из этих инспекций. НО суд отменил 18,5% и 15,5% решений по этим инспекциям соответственно.

Статистика, с одной стороны, неутешительная — год от года количество выигранных дел (удовлетворенных жалоб) налогоплательщика снижается. Сейчас в Москве УФНС удовлетворяет менее 7% жалоб налогоплательщиков, судебная статистика немного лучше — в среднем, около 30% судов в пользу налогоплательшика.

С учетом того, что налоговая проверка, да и все налоговое администрирование, направленно сейчас именно на то, чтобы быть максимально эффективным, т.е. приносить деньги в бюджет. И налоговые проверки (число которых так же неуклонно снижается, как и повышается их результативность) проводятся, как правило, у тех налогоплательщиков, к которым у налоговых органов есть обоснованные претензии.

Прежде чем назначить выездную налоговую проверку проводится серьезный предпроверочный анализ, сбор доказательств, оценка возможностей налогоплательщика заплатить недоимку, сумму которой так же рассчитывают заранее.

Кроме того внутренняя организация процессов в инспекции так же не позволяет назначать проверки кому попало – никаких технических фирм, помоек и т.п. – только выгодоприобретатели от тех или иных налоговых схем. Инспекторам нельзя вернуться с проверки без недоимки, если сумма недоимки отличается от той, что насчитал отдел преданализа – инспекторам придется доказывать «на ковре» в УФНС по какой причине недоимка изменилась.

С камеральными проверками по НДС все еще более автоматизировано: налоговики видят разрыв, определяют выгодоприобретателя и прямиком к нему с настойчивым предложением заплатить НДС.

С другой стороны удовлетворение жалоб налогоплательщиков в УФНС и выигрыши в суде есть (статистика же не врет). Это значит, что даже при наличии такого механизма отбора на проверки у налоговиков бывают сбои. Например, они нарушают «стандарты доказывания»: голословно обвиняют в отношениях с однодневками, но не собирают доказательства подконтрольности этих однодневок налогоплательщику и не оспаривают реальность операций, строят свои обвинения в дроблении бизнеса не изучая реальную деловую цель такой его организации, забывают о том, что предприниматель не всегда должен отвечать за контрагентов по всей цепочке уплаты НДС и т.п. Это всегда возможность для диалога, которую необходимо использовать.

Знание принципов работы этой системы помогает нам и нашим клиентам!

Поэтому, есть еще часть налогоплательщиков, за рамками приведенной статистики. Гордо заметим, что некоторые из них наши клиенты. Это те налогоплательщики, которые, даже не смотря на проведение в отношении них проверочных мероприятий смогли грамотно выстроить свою защиту, смогли сформулировать и донести до налоговиков свою правовую позицию, предоставляли документы и пояснения в соответствии с ней, и смогли минимизировать налоговые последствия, таким образом, что не видят смысла в обжаловании результатов проверки.

Или, как в случаях, когда они с нашей помощью нашли в себе силы отбиться от незаконных претензий при обвинении в наличии разрыва по НДС в 10 колене, когда налоговые органы забыли о том, что налогоплательщик не отвечает за контрагентов 10 звена, если у него есть доказательства добросовестных отношений с контрагентом первого.

Кстати на такие вопросы, с которых начался это пост, я обычно отвечаю — все инспекции одинаковые! Вопрос в том, что Вы или Ваши консультанты знаете о том, как работает налоговая инспекция, каковы «правила игры» на этом поле и какой опыт у консультантов в общении с налоговиками. А найти возможность диалога и помнить о том, что в соответствии с НК РФ у налогоплательщика есть не только обязанности, но и права это уже дело нами, например, хорошо изученное!

Получили требование из налоговой, повестку на допрос – звоните, обязательно поможем. Всегда на связи!