У самозанятых должен быть «уголок потребителя»?

Марина Пронина, управляющий партнер бюро «Пронина, Пономарева и партнеры»

Резонный вопрос прокомментировала ФНС. И правда, если самозанятый продает свои товары, наверное, как и в любом магазине, у него должен быть «Уголок потребителя».

С одной стороны ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ, собственно, о плательщиках НПД, не содержит такого требования. С другой стороны, никто не отменял Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в котором сказано, что обязателен «уголок потребителя» для изготовителей, продавцов товаров и исполнителей услуг. Интересно, а если услуги все виртуальные, то есть, через интернет оказываются? Дизайн, копирайтинг, юридические услуги? Тоже нужно оформить?

Кстати говоря, вспомним, что должен содержать пресловутый «уголок потребителя». Для ООО и ИП, список такой:

  1. Свидетельство о госрегистрации (заверенная копия).
  2. Лицензия — зависит от выбранного вида деятельности (заверенная копия).
  3. Перечень всех ведомств и органов (в том числе, адреса и телефоны контролирующих органов), выполняющих функцию контроля, и журнал проверок с отметками органов.
  4. Закон РФ „О защите прав потребителей“. Причем данный Закон должен быть официальным печатным изданием, а не распечаткой, например, из файла или интернета.
  5. Правила продажи отдельных видов товаров или Правила оказания услуг общественного питания (выбор определяет сфера деятельности предприятия).
  6. Режим работы.

Но у самозанятого ни свидетельства, ни лицензии, ни толком режима работы. Правила торговли ему тоже не особо нужны, хотя можно оставить. Получается, остается закон о защите прав потребителей, адрес и телефон налоговой, где на учете состоит как физик, правила торговли. Наверное, так.