Заправка с доставкой/Как выездные службы меняют рынок услуг для автомобилистов (14 ноября 2016 г., журнал «Компания»)

Ещё недавно предложение здесь ограничивалось разве что уборкой квартир или стрижкой собак на дому. Но ситуация меняется, и к бытовым услугам на дому присоединяется доставка по месту требования сервисных услуг для личных автомобилей.

Как оказалось, для замены масла, тормозных колодок и прохождения технического осмотра вовсе не обязательно отправляться в сервис, а за бензином – на АЗС. Даже чтобы помыть железного коня, никуда не нужно ехать. Все необходимое можно получить с доставкой на дом.

Предлагающие такие возможности компании намерены потеснить с рынка традиционных игроков – автосервисы и мойки. И бороться есть за что. Если в 2012 г. объём авторемонтных услуг в стране составлял 300 млрд руб., то к началу 2016 г. он увеличился почти на 67%, превысив 500 млрд руб., подсчитали в агентстве «Автостат». В ближайшие два года на фоне снижения спроса на новые автомобили этому сегменту прочат рост на 15–20%.

На заправку становись

Наиболее молодая и, по сути, революционная опция на рынке услуг для автомобилистов с доставкой – выездная автозаправка. Решить проблему внезапно опустевшего топливного банка можно было и раньше – например, вызвать такси, которое либо подвезёт бензин, либо отбуксирует незадачливого водителя до ближайшей заправки, говорят в Русском автомотоклубе (РАМК). Кстати, по подсчётам РАМК, в такой ситуации хоть раз в год оказываются около 3% всех автомобилистов.

В данном случае речь идёт всё же об экстренной помощи. А теперь в принципе можно исключить из списка дел регулярную заправку автомобиля на АЗС. Передать эту услугу на своеобразный аутсорсинг позволяет сервис Pump.today серийного предпринимателя Бориса Голикова – достаточно оформить заказ через мобильное приложение, указать место и время заправки и оставить топливный люк открытым.

«Это wow-эффект, я сам заправляюсь при помощи нашего сервиса и каждый раз удивляюсь», – говорит Борис Голиков.

Сам сервис задумывался изначально не для физических лиц – главным потребителем услуги был каршеринговый сервис Бориса Голикова YouDrive. Потом идея пришлась по вкусу и другим каршеринговым компаниям, в итоге сегодня Голиков заправляет машины компаний Anytime и Carfive. А с сентября 2016 г. заказы на заправку принимают у всех желающих.

Чтобы стать клиентом сервиса, нужно получить инвайт с сайта, оставив номер телефона, скачать по ссылке специальное приложение (его разработка стоила 6 млн руб., ещё 4 млн руб. ушло на покупку автомобилей-заправщиков) и привязать банковскую карту для оплаты услуги. Пока, правда, всё это доступно лишь в границах ТТК, а приложение разработано только для iPhone.

«У нас пока мало автомобилей-заправщиков (их только пять. – Прим. «Ко»), они не в состоянии выполнить все заказы», – объясняет Борис Голиков.

Литр 95-го бензина стоит 39 руб. (можно заказать также и 92-й, и дизельное топливо), который покупают у «Газпромнефти», ещё 200 руб. стоит доставка. По расчётам Бориса Голикова, с увеличением объёмов сервис сможет продавать бензин дешевле, чем АЗС. К тому же, говорят в Pump.today, исключён недолив топлива, который происходит на АЗС, – в среднем речь идет о 3% недолива. «Мы наливаем ровно столько, сколько говорим», – объясняет Борис Голиков.

Сейчас Pump.today заправляет парк из 480 машин, в среднем каждая из них потребляет 200 л топлива в месяц. Частных заказов пока не очень много – 10–15 в день.

В таком бизнесе, как бы удобно для потребителей это ни было, мало перспектив для развития и легализации. При обращении с топливом, маслами и другими горючими жидкостями существуют весьма строгие требования к пожарной безопасности. Верить, что государство выпустит такой бизнес из-под контроля, можно, но выглядит такая вера всё же немного наивно», – полагает управляющий партнёр группы юридических и аудиторских компаний «СБП» Ольга Пономарёва.

Борис Голиков не видит препятствий для развития проекта, по его словам, машины-заправщики перевозят не более 200 л топлива, что допускает действующее законодательство.

Только добавь воды

Лучше других на рынке мобильных автоуслуг приживается мойка машин – только в Москве можно насчитать десяток компаний. Бизнес легко масштабируется, не требует больших инвестиций, на услугу существует постоянный спрос – на долю автомойки в принципе, по данным «Автостата», приходится 23,4% объёма рынка автосервисных услуг.

Правда, наибольшей популярностью мобильная мойка пока пользуется в корпоративном секторе – за счёт новой услуги компании экономят на обслуживании автопарка.

Сама услуга стала возможной благодаря технологии сухой очистки автомобиля, появившейся в ХХ в. в США. Загрязнение удаляется при помощи концентрированного моющего средства и отреза микрофибры, а воды требуется совсем немного. Мойка считается экологичной за счёт экономии воды, но главное, владельцу автомобиля нет необходимости отправляться в специально оборудованный бокс и ждать своей очереди. Чистый автомобиль можно получить, не выходя из дома.

Первой компанией, опробовавшей технологию в России, стала Fast & Shine, основанная в 2010 г. выпускниками физфака МГУ Олегом Герасимовым и Аркадием Хохловым.

«Мы решили, что стоит заказать химию в США и посмотреть, будет ли спрос на нашем рынке. Одно дело – Нью-Йорк, где меньше грязи и зима не такая суровая, другое дело – Москва, где зимой всё замерзает; снег, щебень, реагенты», – вспоминает Олег Герасимов.

Кстати, компания начала работу не с разъездных моек – первые точки открывались на парковках торговых центров (сначала в ТЦ «Час пик» на МКАД, затем в Lotte Plaza). К 2015 г. у Fast & Shine было уже 37 моек в Москве (сегодня их 30), также компания запустила продажу франшизы (продано 120 франшиз, в том числе в страны СНГ, Европу и даже в Китай). Стоимость стандартной франшизы – 239 000 руб., цена включает, в том числе поставку моющего средства собственного производства на 1500 моек.

После локализации производства моющего препарата в России (его делают на заводе под Смоленском) себестоимость услуги стала очень низкой, 10–15 руб., при стоимости мойки для клиента в Москве от 700 руб. Оборот, по словам исполнительного директора Fast & Shine Аркадия Хохлова, составляет 350 млн руб.

Спрос появился, правда, не сразу. Приучать российского автомобилиста к услуге было сложно – клиенты не верили в качество и безопасность метода (такое предубеждение, впрочем, существует на рынке и сегодня).

«Гораздо проще находить общий язык с корпоративными клиентами. В первый год работы с ними мы получили несколько крупных заказов. В последние годы 13–14% всех корпоративных автомобилей Москвы моем мы», – говорит Аркадий Хохлов. Среди клиентов Fast & Shine – Caterpillar, ВТБ, IKEA, Deutsche Bank, каршеринговые фирмы.

В будущем компания намерена уделять больше внимания частным клиентам (в 2015 г. было выпущено онлайн-приложение для заказа выездной мойки) а количество моек в торговых центрах и жилых комплексах будут сокращать. Fast & Shine намерена стать аналогом «Яндекс.Маркета» для выездной мойки машин, предлагая рынку IT-продукт, который «соединит» мойщиков (в основном это граждане, ищущие подработку, в том числе студенты) и автомобилистов. Мойщиков будут подбирать, обучать и снабжать моющими средствами франчайзи компании.

Ставку на работу с корпоративными клиентами делает и другой игрок рынка мобильных моек, компания Park & Go. Основанная в 2014 г. Павлом Мясоедовым и Завалуном Бадаловым, компания сначала работала, как и все игроки, с частными лицами, предлагая мойку в стационарных точках (на паркингах в торговых центрах и жилых комплексах), даже запустила в 2015 г. франшизу, но в итоге от не` отказалась и b2c-сегменту стала уделять меньше внимания.

«У нас начали появляться корпоративные клиенты, и мы поняли: если не сможем удержать качество в точках, работающих по франшизе, это ударит по бизнесу», – говорит сооснователь Park & Go Павел Мясоедов.

Сейчас Park & Go обслуживает автомобили компаний «Цезарь сателлит», Papa John’s (350 машин), каршеринговых фирм Anytime и Delimobile, часть парка «Якитории», ведёт переговоры с «Тануки» и Lamoda. В день Park & Go моет до 150–200 машин, в отличие от Fast & Shine, мойщиков здесь оформляют в штат. Всего в компании девять автоэкипажей (в Fast & Shine, напротив, предпочитают метро).

Стартовые вложения в проект Павел Мясоедов оценивает в 5–6 млн руб., большая часть затрат пришлась на разработку программного обеспечения. Сегодня Park & Go приносит прибыль, говорит Павел Мясоедов, её оборот – около 5 млн руб. в месяц. «Это не колоссальные обороты, просто у нас неплохая рентабельность: 25% после уплаты налогов, в чистых деньгах, – это хорошая цифра», – говорит Павел Мясоедов.

Стоимость мойки для корпоративных клиентов – 350 руб., для частных лиц – от 600 руб., она может колебаться в зависимости от марки и модели машины (рассчитать конечную цену можно на сайте и в приложении).

От обслуживания частников Park & Go не отказывается – здесь можно заказать мойку у своего дома.

«Мойка машин по месту вызова для частных клиентов сопряжена с рядом серьёзных сложностей, например, с недовольством соседей, если услуга будет оказываться во дворе. Почти в любой спорной ситуации государство встаёт на сторону жильцов, а не предпринимателей», напоминает Ольга Пономарёва.

Источник: http://ko.ru/keys/item/133373-zapravka-s-dostavkoj