Заправка с доставкой/Как выездные службы меняют рынок услуг для автомобилистов (14 ноября 2016 г., журнал «Компания»)
С доставкой на дом сегодня можно получить практически всё – от ужина из ресторана и лекарств до стройматериалов и ювелирных изделий. Доставка услуг – сектор менее развитый, но не менее перспективный.
Ещё недавно предложение здесь ограничивалось разве что уборкой квартир или стрижкой собак на дому. Но ситуация меняется, и к бытовым услугам на дому присоединяется доставка по месту требования сервисных услуг для личных автомобилей.
Как оказалось, для замены масла, тормозных колодок и прохождения технического осмотра вовсе не обязательно отправляться в сервис, а за бензином – на АЗС. Даже чтобы помыть железного коня, никуда не нужно ехать. Все необходимое можно получить с доставкой на дом.
Предлагающие такие возможности компании намерены потеснить с рынка традиционных игроков – автосервисы и мойки. И бороться есть за что. Если в 2012 г. объём авторемонтных услуг в стране составлял 300 млрд руб., то к началу 2016 г. он увеличился почти на 67%, превысив 500 млрд руб., подсчитали в агентстве «Автостат». В ближайшие два года на фоне снижения спроса на новые автомобили этому сегменту прочат рост на 15–20%.
На заправку становись
Наиболее молодая и, по сути, революционная опция на рынке услуг для автомобилистов с доставкой – выездная автозаправка. Решить проблему внезапно опустевшего топливного банка можно было и раньше – например, вызвать такси, которое либо подвезёт бензин, либо отбуксирует незадачливого водителя до ближайшей заправки, говорят в Русском автомотоклубе (РАМК). Кстати, по подсчётам РАМК, в такой ситуации хоть раз в год оказываются около 3% всех автомобилистов.
В данном случае речь идёт всё же об экстренной помощи. А теперь в принципе можно исключить из списка дел регулярную заправку автомобиля на АЗС. Передать эту услугу на своеобразный аутсорсинг позволяет сервис Pump.today серийного предпринимателя Бориса Голикова – достаточно оформить заказ через мобильное приложение, указать место и время заправки и оставить топливный люк открытым.
«Это wow-эффект, я сам заправляюсь при помощи нашего сервиса и каждый раз удивляюсь», – говорит Борис Голиков.
Сам сервис задумывался изначально не для физических лиц – главным потребителем услуги был каршеринговый сервис Бориса Голикова YouDrive. Потом идея пришлась по вкусу и другим каршеринговым компаниям, в итоге сегодня Голиков заправляет машины компаний Anytime и Carfive. А с сентября 2016 г. заказы на заправку принимают у всех желающих.
Чтобы стать клиентом сервиса, нужно получить инвайт с сайта, оставив номер телефона, скачать по ссылке специальное приложение (его разработка стоила 6 млн руб., ещё 4 млн руб. ушло на покупку автомобилей-заправщиков) и привязать банковскую карту для оплаты услуги. Пока, правда, всё это доступно лишь в границах ТТК, а приложение разработано только для iPhone.
«У нас пока мало автомобилей-заправщиков (их только пять. – Прим. «Ко»), они не в состоянии выполнить все заказы», – объясняет Борис Голиков.
Литр 95-го бензина стоит 39 руб. (можно заказать также и 92-й, и дизельное топливо), который покупают у «Газпромнефти», ещё 200 руб. стоит доставка. По расчётам Бориса Голикова, с увеличением объёмов сервис сможет продавать бензин дешевле, чем АЗС. К тому же, говорят в Pump.today, исключён недолив топлива, который происходит на АЗС, – в среднем речь идет о 3% недолива. «Мы наливаем ровно столько, сколько говорим», – объясняет Борис Голиков.
Сейчас Pump.today заправляет парк из 480 машин, в среднем каждая из них потребляет 200 л топлива в месяц. Частных заказов пока не очень много – 10–15 в день.
В таком бизнесе, как бы удобно для потребителей это ни было, мало перспектив для развития и легализации. При обращении с топливом, маслами и другими горючими жидкостями существуют весьма строгие требования к пожарной безопасности. Верить, что государство выпустит такой бизнес из-под контроля, можно, но выглядит такая вера всё же немного наивно», – полагает управляющий партнёр группы юридических и аудиторских компаний «СБП» Ольга Пономарёва.
Борис Голиков не видит препятствий для развития проекта, по его словам, машины-заправщики перевозят не более 200 л топлива, что допускает действующее законодательство.
Только добавь воды
Лучше других на рынке мобильных автоуслуг приживается мойка машин – только в Москве можно насчитать десяток компаний. Бизнес легко масштабируется, не требует больших инвестиций, на услугу существует постоянный спрос – на долю автомойки в принципе, по данным «Автостата», приходится 23,4% объёма рынка автосервисных услуг.
Правда, наибольшей популярностью мобильная мойка пока пользуется в корпоративном секторе – за счёт новой услуги компании экономят на обслуживании автопарка.
Сама услуга стала возможной благодаря технологии сухой очистки автомобиля, появившейся в ХХ в. в США. Загрязнение удаляется при помощи концентрированного моющего средства и отреза микрофибры, а воды требуется совсем немного. Мойка считается экологичной за счёт экономии воды, но главное, владельцу автомобиля нет необходимости отправляться в специально оборудованный бокс и ждать своей очереди. Чистый автомобиль можно получить, не выходя из дома.
Первой компанией, опробовавшей технологию в России, стала Fast & Shine, основанная в 2010 г. выпускниками физфака МГУ Олегом Герасимовым и Аркадием Хохловым.
«Мы решили, что стоит заказать химию в США и посмотреть, будет ли спрос на нашем рынке. Одно дело – Нью-Йорк, где меньше грязи и зима не такая суровая, другое дело – Москва, где зимой всё замерзает; снег, щебень, реагенты», – вспоминает Олег Герасимов.
Кстати, компания начала работу не с разъездных моек – первые точки открывались на парковках торговых центров (сначала в ТЦ «Час пик» на МКАД, затем в Lotte Plaza). К 2015 г. у Fast & Shine было уже 37 моек в Москве (сегодня их 30), также компания запустила продажу франшизы (продано 120 франшиз, в том числе в страны СНГ, Европу и даже в Китай). Стоимость стандартной франшизы – 239 000 руб., цена включает, в том числе поставку моющего средства собственного производства на 1500 моек.
После локализации производства моющего препарата в России (его делают на заводе под Смоленском) себестоимость услуги стала очень низкой, 10–15 руб., при стоимости мойки для клиента в Москве от 700 руб. Оборот, по словам исполнительного директора Fast & Shine Аркадия Хохлова, составляет 350 млн руб.
Спрос появился, правда, не сразу. Приучать российского автомобилиста к услуге было сложно – клиенты не верили в качество и безопасность метода (такое предубеждение, впрочем, существует на рынке и сегодня).
«Гораздо проще находить общий язык с корпоративными клиентами. В первый год работы с ними мы получили несколько крупных заказов. В последние годы 13–14% всех корпоративных автомобилей Москвы моем мы», – говорит Аркадий Хохлов. Среди клиентов Fast & Shine – Caterpillar, ВТБ, IKEA, Deutsche Bank, каршеринговые фирмы.
В будущем компания намерена уделять больше внимания частным клиентам (в 2015 г. было выпущено онлайн-приложение для заказа выездной мойки) а количество моек в торговых центрах и жилых комплексах будут сокращать. Fast & Shine намерена стать аналогом «Яндекс.Маркета» для выездной мойки машин, предлагая рынку IT-продукт, который «соединит» мойщиков (в основном это граждане, ищущие подработку, в том числе студенты) и автомобилистов. Мойщиков будут подбирать, обучать и снабжать моющими средствами франчайзи компании.
Ставку на работу с корпоративными клиентами делает и другой игрок рынка мобильных моек, компания Park & Go. Основанная в 2014 г. Павлом Мясоедовым и Завалуном Бадаловым, компания сначала работала, как и все игроки, с частными лицами, предлагая мойку в стационарных точках (на паркингах в торговых центрах и жилых комплексах), даже запустила в 2015 г. франшизу, но в итоге от не` отказалась и b2c-сегменту стала уделять меньше внимания.
«У нас начали появляться корпоративные клиенты, и мы поняли: если не сможем удержать качество в точках, работающих по франшизе, это ударит по бизнесу», – говорит сооснователь Park & Go Павел Мясоедов.
Сейчас Park & Go обслуживает автомобили компаний «Цезарь сателлит», Papa John’s (350 машин), каршеринговых фирм Anytime и Delimobile, часть парка «Якитории», ведёт переговоры с «Тануки» и Lamoda. В день Park & Go моет до 150–200 машин, в отличие от Fast & Shine, мойщиков здесь оформляют в штат. Всего в компании девять автоэкипажей (в Fast & Shine, напротив, предпочитают метро).
Стартовые вложения в проект Павел Мясоедов оценивает в 5–6 млн руб., большая часть затрат пришлась на разработку программного обеспечения. Сегодня Park & Go приносит прибыль, говорит Павел Мясоедов, её оборот – около 5 млн руб. в месяц. «Это не колоссальные обороты, просто у нас неплохая рентабельность: 25% после уплаты налогов, в чистых деньгах, – это хорошая цифра», – говорит Павел Мясоедов.
Стоимость мойки для корпоративных клиентов – 350 руб., для частных лиц – от 600 руб., она может колебаться в зависимости от марки и модели машины (рассчитать конечную цену можно на сайте и в приложении).
От обслуживания частников Park & Go не отказывается – здесь можно заказать мойку у своего дома.
«Мойка машин по месту вызова для частных клиентов сопряжена с рядом серьёзных сложностей, например, с недовольством соседей, если услуга будет оказываться во дворе. Почти в любой спорной ситуации государство встаёт на сторону жильцов, а не предпринимателей», напоминает Ольга Пономарёва.
Источник: http://ko.ru/keys/item/133373-zapravka-s-dostavkoj