Налоговая реконструкция как обязанность налоговых органов
Ольга Пономарёва, управляющий партнер бюро «Пронина, Пономарева и партнеры».
13 декабря прошлого года Минфин написал ответ на запрос ФНС, в котором прокомментировал порядок применения ст. 54.1 НК РФ и разделили позицию ФНС в соответствии с которой можно начислять налоги не определяя реальный размер недоимки, т.е. без учета реально произведенных расходов, прав на вычеты и т.п. Как будто бы и ничего нового, все уже в письме ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@ было сказано два года назад: «При доказанности умышленности действий налогоплательщика, направленных на неуплату налога, налоговые обязательства, возникшие в результате таких действий, корректируются в полном объеме… Налоговый орган не определяет расчетным путем объем прав и обязанностей налогоплательщика, допустившего искажение действительного экономического смысла финансово-хозяйственной операции». Но в 2017 году это было только руководство к действию. Потом стала появляться практика, разная, с применение реконструкции и без неё. В ноябре 2019 появился даже законопроект по изменению ст. 54.1. с целью введения налоговой реконструкции, его авторы справедливо говорили правительству о том, что доначисления за необоснованную налоговую выгоду не должны превышать суммы, которые бизнес отдал бы в бюджет, если бы не применял схемы оптимизации. И вот это письмо Минфина…
Нет, я конечно не наивная студентка и не буду говорить о принципах налогового права. И я все понимаю, бюджет надо наполнять.
НО, еще раз, что бы осознать всю несправедливость этого подхода и отказа от налоговой реконструкции: если вас «поймали» на незаконном снижении налогов, то без всякого разумного и вытекающего из общих принципов налогообложения обоснования, вам начислят недоимку без учета реально произведенных вами расходов, имеющихся у вас прав на вычеты, фактически уже уплаченных вами налогов.
Плюсом к этому вам начислят штраф 20%-40% от суммы недоимки и пеню за три года.
Обратите внимание – есть штраф, если умышленные действия доказаны этот штраф будет максимальным — 40%. Правовая суть этого штрафа – наказать за попытку недоплатить налоги. Иного вида ответственности в НК РФ нет. А исчисление недоимки без налоговой реконструкции — это новая карательная мера не имеющая под собой правового основания.
Такие суммы убивают бизнес…
Нет, не удержусь от банального: это не объективно, не основано на законе!
Выход – создавать прецеденты, убеждать проверяющих и суды в том, что письма Минфина и ФНС это не Налоговый кодекс, а обязанность налоговых органов определять реальный размер налогов нельзя отменить.
Помогать в этом своим клиентам — обещаем!