Налоговая тайна? Нет, не слышали (журнал «Расчет», №7, июль 2016 г.)

С 1 июня 2016 года вступил в силу закон, который меняет порядок применения налоговой тайны в России.
Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации разрешает ФНС публиковать на своем сайте сведения об имеющихся у налогоплательщиков недоимках, информацию о количестве сотрудников, о доходах и расходах юридических лиц.

На сайте ФНС (www.nalog.ru) любая компания сегодня может получить некоторые данные о контрагентах: юридический адрес, сведения о регистрации, постановке на учет в налоговом органе, об уставном капитале, о составе учредителей, данные об изменениях в ЕГРЮЛ. Эта информация бывает нужна при заключении сделок, чтобы бизнес имел больше представления о том, с кем он имеет дело и мог соблюсти, хотя бы частично, требование налоговиков о должной осмотрительности при выборе контрагента.

Напомню, что действующая редакция ст. 102 НК РФ под налоговой тайной имеет ввиду любые сведения о налогоплательщике полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом. На те сведения, которые являются общедоступными или ставшие известны широкой общественности с согласия их обладателя (налогоплательщика) – режим налоговой тайны не распространяется.

Закон, который законодатели в течение полугода рассматривали и принимали под чутким руководством одного из разработчиков Налогового кодекса РФ, председателя комитета по бюджету и налогам ГД РФ Андрея Макарова, теперь снимает гриф секретности со следующих сведений о деятельности любого юридического лица:

– о численности работников;
– об уплаченных суммах налогов и сборов;
– о доходах и расходах по данным бухгалтерской отчетности.

Все эти сведения о налогоплательщиках будут публиковаться в общедоступном виде на сайте ФНС. Кроме этого, на сайте налогового органа будут также размещаться сведения о нарушениях организацией законодательства о налогах и сборах, а также мерах ответственности за эти нарушения (о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам), о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиком, и об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков (КГН).

Отмечу, что согласно закону, налогоплательщик должен дать своё согласие на использование этих сведений любыми лицами по их усмотрению. Это согласие по формату, утвержденному ФНС будет представляться в налоговый орган в письменной форме лично или передаваться в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, также согласие может быть подано через личный кабинет налогоплательщика.

По задумке законодателей, этот закон должен дать бизнесу инструмент для проверки контрагентов, а контрагенты должны формировать хорошую репутацию своей компании, показать ее открытость и надежность. На мой взгляд, ситуация со снятием налоговой тайна похоже на лекарство, которое одно лечит, а другое будет калечить.

Высока вероятность, что от этого закона могут пострадать абсолютно законопослушные предприниматели, так как сведения об уплаченных налогах и численности сотрудников, а также другие финансовые данные, которые хотят сделать публичными, обычно являются коммерческой тайной. На мой взгляд, планируемое публичное раскрытие финансовых показателей может сделать хорошие и прибыльные компании легкой добычей для «рейдеров», а также этими сведениями будут пользоваться конкуренты.

Во взаимодействии налогоплательщика и налоговой инспекции нововведение об отмене налоговой тайны будет иметь свои последствия. Например, налоговикам будет проще предъявить претензии к налогоплательщику в том, что он не проявил должную осмотрительность при выборе контрагента. Теперь надо будет обосновывать свой выбор иными причинами: рекомендациями, хорошо выполненной ранее работой, конкурентоспособной ценой и т.п.

При этом численность сотрудников – это далеко не самый справедливый критерий при определении того, что компания надежна и с ней можно иметь дело. На практике даже если у компании маленькая численность, то это не мешает ей найти хороших, толковых субподрядчиков для работы и сделать все качественно, в срок. Гражданское законодательство такую форму решения бизнес-задач не запрещает.

Использование критерия – численность сотрудников — может оказаться способом, с помощью которого из конкурентоспособной среды будет выдавливаться малый бизнес, т.к. крупные компании будут обращать внимание на открытые данные, в том числе и на численность сотрудников. С другой стороны при наличии надежных доказательств реальности совершенных сделок, суды будут меньше внимания уделять подобным открытым данным и оценивать все обстоятельства дела.

Еще одно уязвимое место этого нового закона, которое ухудшает положение бизнеса – это сделать открытыми данные о недоимки компании. На практике иногда налогоплательщики оспаривают и отбивают доначисления налоговой, а споры с налоговой инспекций в суде – процесс, к сожалению, не быстрый. Он может занимать год и более, а недоимка в открытых данных о компании будет отражена и это может отпугивать клиентов, принося еще больший ущерб бизнесу в это кризисное время.

Если налоговые и правоохранительные органы хотят действительно изменить ситуацию с «теневым» сектором в России и сделать ведение бизнеса более качественным, то тогда им надо идти до конца и давать исчерпывающие инструкции по проверке контрагентов, а также показатели которым они должны соответствовать. При таких условиях с бизнеса будет снято бремя ответственности в недобросовестном подборе контрагента.

Зачем вся эта «открытость», если все равно будут проверки контрагентов и налоговые претензии в отсутствии должной осмотрительности при выборе контрагента, миллионные доначисления и недоимки? На мой взгляд, введение большего количества формальных признаков для проверки контрагента бесполезно без четкого формулирования в законе понятий недобросовестности и четких критериев неосмотрительности.

Я считаю, что препятствием для тех, кому есть, что скрывать – такой закон точно не станет, потому что «теневой» сегмент бизнеса очень умело подстраивается под новые ужесточения законодательства. Например, когда-то были фирмы-«однодневки», которые вообще не платили налоги и не отражали в отчетности обороты по счетам. Сегодня эти фирмы тоже есть, но они уже «многодневки», исправно платят налоги, сдают вовремя отчетность, в том числе предоставляют книги покупок и продаж.

Такой закон – это палка о двух концах, с одной стороны, наносится удар по теневому сектору, который государство обязано контролировать, а с другой стороны – раскрытие налоговой тайны ни в одной стране не смогло привести к процветанию экономики и бизнеса.

Налогоплательщикам надо помнить, что ни одна репутация, о которой так заботятся депутаты ГосДумы, не защитит вас, если вы не будете применять в своей деятельности систему проверки контрагента и иметь четкое экономическое обоснование, почему они выбрали для работы именно этого контрагента. Незнание законов не освобождает вас от ответственности – берегите себя.

Источник: www.raschet.ru