В Налоговом кодексе появятся основания для отказа в приеме деклараций

Ольга Пономарева для издания «Экономика и Жизнь» о поправках в НК РФ которые будут позволять аннулировать налоговые декларации
Проект внесения изменений в ст.ст. 80 и 88 НК РФ подготовлен Минфином, в соответствии с пояснительной запиской цель поправок – борьба с формально правомерными действиями налогоплательщиков, которые приводят к получению необоснованной налоговой выгоды в виде неуплаты или неполной уплаты налогов. Для этого законопроект предусматривает перечень случаев, при которых налоговая декларация (расчёт) будет считаться непредставленной и при выявлении которых налоговый орган будет отказывать в её принятии, в перечне всего 6 пунктов:
1) в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлен факт подписания и (или) представления декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
2) физлицо, подписавшее декларацию (расчет), дисквалифицировано на момент подписания декларации (расчета);
3) в ЕГР ЗАГС внесена запись акта о смерти физического лица ранее даты представления в налоговый орган декларации (расчета), подписанной таким физическим лицом;
4) в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о физлице, имеющим право без доверенности действовать от имени подавшего декларацию (расчет) юрлица, ранее даты представления в налоговый орган декларации (расчета);
5) в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении подавшего декларацию (расчет) юрлица из реестра или запись о прекращении его деятельности ранее даты представления им налоговой декларации (расчета);
6) в ЕГРИП внесена запись о прекращении физлицом деятельности в качестве ИП ранее даты представления им в налоговый орган декларации (расчета), за исключением случаев, когда декларация (расчет) представлена за налоговый (отчетный) период, истекший до внесения такой записи в ЕГРИП.
Эти изменения можно охарактеризовать как закрепление в налоговом кодексе того, что давно уже делают налоговики при проведении камеральных проверок. Практически эти 6 пунктов о том, что надо проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента и в дальнейшем при работе с ним, так как соблюдение этих требований требует от налогоплательщика проверки и мониторинга в первую очередь правового статуса контрагента и его представителя на момент подачи декларации.
Напомню об попытке ФНС закрепить за собой полномочия по аннулированию декларации с вычетами от контрагентов, которых налоговики посчитают недобросовестными, сделанные в Письме № ЕД-4-15/13247 от 10.07.2018 «О профилактике нарушений налогового законодательства». Письмо было отозвано и не применяется, но из него наглядно видны принципы по которым налоговые органы квалифицируют недобросовестных контрагентов, например, суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов, удельный вес налоговых вычетов по НДС составляет более 98%; организации не находятся по адресу регистрации; договора аренды с собственниками помещений не заключались; среднесписочная численность 1 человек, либо отсутствует и т.д. и т.п. признаки фирм-однодневок. Так же текст письма содержал закрытый перечень для аннулирования:
Отказ руководителя (уполномоченного представителя) от участия в финансово-хозяйственной деятельности организации, подписания налоговой декларации, представлении налоговой декларации в налоговый орган, выдаче доверенности уполномоченному представителю на право подписания и представления налоговой декларации в налоговый орган
Дисквалификация руководителя
Представление налоговой декларации ликвидированным юридическим лицом после даты ликвидации или индивидуальным предпринимателем после даты окончания предпринимательской деятельности
Недееспособность или смерть физического лица — руководителя (уполномоченного представителя) организации, а также признание его безвестно отсутствующим
Нахождение физического лица в местах лишения свободы на момент подписания налоговой декларации лично
В немного измененном виде в текст законопроекта и перешли все эти основания для отказа в принятии деклараций.
Список причин для отказа в приеме декларации в законопроекте закрыт — это можно отметить, как положительный фактор с одной стороны, с другой понятно, что существующие методы работы и доводы, которыми налогоплательщиков сейчас мотивируют отказаться от вычетов по НДС при работе с сомнительными контрагентами не изменятся. Собственно упомянутое письмо описывает алгоритм действий налоговых органов: АСК НДС-2 устанавливает наличие разрыва по НДС, налоговики проводят мероприятия налогового контроля в ходе камеральных проверок (допросы руководителя контрагента, рассылают требования о предоставлении документов, проводят осмотр помещений и т.п.) и на их основании считают, что налогоплательщик должен подать уточненную декларацию и доплатить НДС.
Письмо давало налоговым органам права, не закрепленные в НК РФ — аннулировать декларации, если после проведенных мероприятий налогового контроля устанавливалось, что контрагент не ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность. Такая попытка легализовать новые права с помощью письма отдельного ведомства не соответствует НК РФ, поэтому подход Минфина более понятен — он предлагает закрепить в НК РФ эти новые полномочия налоговых органов, а как они будут использовать их для пополнения бюджета описано выше.
Полагаю, что с практической стороны для добросовестных налогоплательщиков ничего особо не изменится с принятием этих изменений в НК РФ. Как и прежде налогоплательщики должны при выборе контрагента проявлять должную осмотрительность, мониторить открытые источники, чтобы обезопасить себя от недобросовестного поведения контрагента, а так же запасаться доказательствами реальности совершения соответствующих финансово-хозяйственных операций.
Данные нормы предполагается применять к тем, декларациям, которые будут поданы после вступления изменений в силу.